Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

Анна Руденко
«Смотреть трансляцию чемпионата мира по Counter Strike, конечно, интересно. Но скажем честно: пока нам здесь, в Лиде, намного интереснее смотреть на больших экранах, как эмоционально рубятся в „контру“ местные — лидские, гродненские — ребята», — говорят владельцы новой суперсовременной киберспортивной арены в 100-тысячном белорусском райцентре Андрей и Екатерина Новик. Кажется, киберспорт и качественный гейминг активно идут в регионы, и в этом, говорят их амбассадоры, есть не только бизнесовый смысл, но и социальная миссия. Office Life пообщался с владельцами трех недавно открытых в регионах страны киберспортивных клубов и арен о том, насколько это сложно, дорого и зачем сейчас вообще нужны компьютерные клубы.

Киберарена в райцентре, которая примет отборочные матчи к ЧМ

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

Детская любовь 42-летних супругов Екатерины и Андрея Новик из Лиды к игре в приставку — сейчас они смеются, что прошли все: от Nintendo и Dendy до PS5! — предопределила их бизнес. Примерно восемь лет назад предприниматели открыли в Лиде (райцентр в Гродненской области Беларуси с населением около 100 тыс. человек. — Прим. ред.) прокат приставок, потом развили это дело до компьютерного клуба.

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

— Вначале он был ориентирован на консольные игры, даже название дали соответствующее — «Консоль». Эта локация и сейчас пользуется огромным спросом для празднования дней рождения, отдыха компаниями. Мы расширили клуб еще одним помещением и постепенно наполняли его компьютерами для игр. Сейчас их 20, площадка очень популярна, туда приходят поиграть как поодиночке, так и пятерками, — рассказывает Андрей.

Но супруги давно понимали: им уже интересно организовать компьютерное пространство другого формата — киберарену. Да и спроса населения 100-тысячного города вполне хватит на большую площадку.

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

— Место для киберарены искали долго. Остановились на пустующем три года помещении бывшего ресторана в самом центре Лиды, — вспоминает Екатерина Новик. — Здесь были голые стены: ни отделки, ни электрики, ни системы вентиляции.

Семья взялась за ремонт — участвовали как заинтересованные сыновья пары, так и профессиональные инженеры, строители и дизайнеры. Красотой отделки, рассказывает Екатерина, сразу решили не заморачиваться: лучше было вложить деньги в хорошую систему вентиляции, качественные игровые места и периферию.

slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl

— Имея опыт первого компьютерного клуба, мы уже точно знали, на чем можно сэкономить, а на чем — ни в коем случае. Остановились на дизайне в стиле лофт, где минимум отделки: грубо оштукатуренные стены, открытые трубы, открытая кирпичная кладка стен, много металлических конструкций. Зато вложились в качественную мебель для игроков, лучшую игровую периферию, сделали суперсовременную вентиляцию, оборудовали классную зону трансляции с «прячущимися» экранами и хорошими проекторами и не стали экономить на количестве туалетов, — смеются владельцы, уверяя, что очередь в единственный туалет во время турнира, когда у всех одномоментно закончилась катка, — это на самом деле большая проблема.

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

Итак, за год из старого ресторана сделали суперсовременную киберарену общей площадью 550 «квадратов» на 40 игровых компьютеров, с зонами «стандарт», «буткэмп» и «супер арена», зоной трансляции и пятью лаунж-зонами с игровыми приставками. Для тех, кто не играет, но тоже хочет в комьюнити, организовали фуд-корт, кальянную комнату, поставили бильярд. В ближайших планах — собственная кухня и несколько зон для автостимуляторов: нужно еще немного времени и денег, говорят в семье Новик.

slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl

Сколько Андрей и Екатерина уже вложили в этот проект, не рассказывают: смеются, что давно перестали считать. Инвестиции были как собственные, так и кредитные, выйти на инвестиционную окупаемость планируют примерно за два года.

Предприниматели рассказывают, что сразу задумывали развивать пространство не только как бизнесовый проект, но и как площадку для проведения серьезных киберспортивных турниров и подготовки любительских и профессиональных команд. Поэтому, пока готовились к открытию, познакомились и запартнерились с Белорусской ассоциацией компьютерного спорта (БАКС) и Белорусской федерацией киберспорта. И понеслось!

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

— Мы уже проводили маленькие турниры и по CS, и по Dota в первом компьютерном клубе. Участвовали и местные ребята, и приезжие — из региона и столицы. Честно — нам было интересно! Несмотря на то что какие-то команды отказываются от участия в маленьких региональных турнирах — мол, призовой фонд маленький, особо не заработаешь, — те, кто приезжает, играют с такой самоотдачей, такими эмоциями! В маленьких турнирах есть свой кайф! Смотреть трансляцию чемпионата мира по Counter Strike, конечно, интересно. Но скажем честно: пока нам здесь, в Лиде, было намного интереснее смотреть, как эмоционально рубятся в «контру» местные ребята, — рассказывает Андрей.

А Екатерина со смехом вспоминает, как на локальных турнирах в старом клубе, которые порой длились до утра, за игроков (среди них ведь есть и подростки, которые не могут ночью быть в клубе одни) вроде бы и вынужденно (нужно сопровождать), но очень эмоционально болели родители, как втягивались в наблюдение за чужой командной игрой случайные посетители — и тоже сидели в клубе зрителями до утра...

slide
slide
slide
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl

На новой киберарене масштаб будет другим: здесь уже появилась полноценная зона трансляции — за матчами можно наблюдать и из лаунж-зоны с диванами, и со стороны фуд-корта, будет работать профессиональный комментатор. И планы у владельцев — далеко не районного масштаба.

— В апреле у нас пройдут некоторые белорусские отборочные этапы по CS и Dota к грядущему чемпионату мира в Саудовской Аравии. В ближайшее время планируем собрать собственные команды по CS и Dota и финансировать их развитие — от зарплат игроков до профессиональных тренеров. База для подготовки есть. Еще серьезно задумались о межшкольных турнирах: вузов и играющих студентов в Лиде нет, а вот растить киберспортсменов из школьников мы вполне можем, — уверены Екатерина и Андрей.

Важная «ачивка» для страны. Зачем Беларуси официально признавать киберспорт

В Копенгагене стартовал PGL CS 2 Major Copenhagen 2024 — первый «мажор» по CS 2. Турнир обещает быть урожайным на зрелищные матчи — в нем сойдутся 24 коллектива. Болейте за любимые команды и получайте яркие эмоции от игры вместе с Betera. А всем новичкам компания дарит двойной приветственный бонус — 40 рублей на ставки и 100 бесплатных вращений в онлайн-казино!

Первая киберарена в крупнейшем белорусском облцентре

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

28-летний Виталий Жедик — совладелец открытой по франшизе киберспортивной арены CyberX в Гомеле. Эта локация занимает 300 «квадратов», в ней установлены 45 игровых компьютеров плюс есть зона для приставок.

Основной бизнес Виталия не связан с геймингом и киберспортом. Просто в какой-то момент, вспоминает предприниматель, он увидел, что в самом большом облцентре страны ниша качественных игровых площадок на рынке не закрыта — а спрос огромный.

В начале 2023 года учредители начали готовить документы для открытия нового бизнеса — и спустя год, в марте 2024-го, открылись.

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

— Это было непросто: столкнулись с множеством нюансов, которые не учитывали на этапе планирования, потратили в полтора раза больше денег, чем рассчитывали на старте, — смеется Виталий.

И сразу признается: он изначально рассматривал проект киберарены не только как бизнес, который будет приносить ему доход от гейминга. Ему хотелось развивать нечто большее — и все, кажется, получилось: наконец в регионе появилась площадка, на базе которой можно создать крутое комьюнити увлеченных геймеров, развивать их до уровня профессиональных киберспортсменов, собирать команды, проводить турниры... Если в общем — дать молодым игрокам возможность классно проводить время и при желании прокачиваться до PRO-уровня.

slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl
slide_2lvl

— Когда мы поняли, что именно хотим открыть и куда двигаться, сразу же запартнерились с Белорусской ассоциацией компьютерного спорта и Белорусской федерацией киберспорта. Сотрудничество оказалось очень кайфовым: любая помощь — от советов по «железу» и периферии, трансляциям и прочим техническим вопросам до организации турниров и консультаций в отборе лучших игроков для дальнейшего развития. К тому же я стал представителем БФК по Гомельской области — а это значит, что начинать развивать киберспорт на региональном уровне придется нам!

Без программы, но через опыт и soft-скиллы. Как в Беларуси готовят кадры для киберспорта

Пока же Виталий Жедик активно начинает развивать киберспорт в рамках отдельно взятой гомельской киберспортивной арены CyberX: на базе площадки уже создают профессиональную команду, сейчас ведут переговоры с топовыми игроками региона.

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

Но ограничиваться рамками CyberX Виталий не собирается: в его планах — открыть в Гомеле еще две локации для занятий киберспортом, примерно на 25–30 игровых мест каждая.

Новый клуб с собственной командой в Могилеве

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

36-летний Андрей Шмерко с партнером Юрием чуть более полугода назад открыли в Могилеве современный компьютерный клуб PixelPlay: 170 «квадратов» площади, 31 компьютер. Площадка разделена на четыре зоны: для игры в приставку, «стандарт», «буткемп» и VIP. В двух последних — по пять игровых мест, здесь проводят киберспортивные турниры. Есть зона трансляции.

Андрей признается, что в начале 2000-х, как и все пацаны его возраста, ходил играть в компьютерные клубы. В студенчестве в одном из них даже подрабатывал администратором. Профессиональным киберспортсменом не стал, но в развитии этого направления видит огромные перспективы.

Бизнес играет в CS2: белорусские компании встретятся на закрытом турнире по киберспорту

По словам Андрея, открыть качественное киберпространство не так просто, как может показаться. Даже он с партнером — люди, имеющие серьезный бизнесовый опыт в другой сфере, — столкнулись с различными нюансами организации.

Андрей Шмерко
Андрей Шмерко,
совладелец компьютерного
клуба PixelPlay

— Современные локации очень отличаются от тех полуподвальных клубов, которые работали в начале 2000-х. Чтобы в твоем пространстве могли играть хорошие геймеры или киберспортсмены-профессионалы, нужны профессиональные геймерское оборудование и игровая периферия, специальная эргономичная мебель, постоянная работа с качеством интернета и т. д.

Вход в этот бизнес требует глубокого понимания сферы гейминга, психологии поколения людей до 25 лет, а еще много времени и денег, уточняет Андрей. В открытие своего первого киберпространства в Могилеве они с партнером вложили порядке $100 тыс., половину из них взяли в кредит.

— Но качественная игровая локация в Могилеве для нас не только бизнес, а и серьезный социальный приоритет, — объясняет совладелец клуба.

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации
Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

По словам Андрея, современные игры — это не «стрелялки», а настоящий интеллектуальный спорт.

— Я сам спортсмен-любитель, и уверен, что нагрузки, эмоции, соревновательный дух и философия победы в киберспорте мало чем отличаются от всего этого в классических видах. Только это спорт без границ — и очень важно его развивать.

Как только PixelPlay открылся, его владельцы подали документы на вступление в Белорусскую ассоциацию компьютерного спорта. Позже Андрей стал представителем организации по Могилевской области — эдаким амбассадором киберспорта в регионе. Теперь одно из важных направлений его работы — создавать в регионе инфраструктуру для поиска и отбора будущих киберспортивных звезд.

— Даже самый классный геймер не станет успешным киберспортсменом, если не дать ему необходимую базу. В первую очередь — наставника и умение играть в команде, — уверен Андрей.

Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации
Компьютерные клубы 2.0. Кто и зачем открывает по всей стране современные игровые локации

Сейчас PixelPlay поддерживает молодую киберспортивную команду. Ребятам, которые в ней играют, от 16 до 18 лет. Название команде дали созвучное — PixelTeam. Над ее развитием, признает Андрей, еще работать и работать, но ведь главное — начать!

— Мы уже проводим турниры и отслеживаем хороших игроков в нашем регионе: ведем базы данных, видим ребят, которым могло бы быть интересно развиваться в киберспорте, приглашаем их попробовать силы в команде.

В отдаленных планах Андрея — еще одна игровая локация в Могилеве. На этот раз ребята хотят замахнуться на киберспортивную арену: по аналогии с минскими площадками Meta Arena, CyberX или Pavaga Arena.

— Такая качественная киберарена должна быть в каждом областном городе Беларуси, — уверен Андрей. — Главное — найти энтузиастов, поддержку и финансирование.

Важная «ачивка» для страны. Зачем Беларуси официально признавать киберспорт

29 марта Белорусская федерация киберспорта под эгидой Белорусской ассоциации компьютерного спорта при поддержке Office Life проведет кибертурнир Business Strike 2. За призы поборются восемь команд представителей белорусского бизнеса.

Турнир пройдет с 12:00 до 18:00 на Meta Arena (ул. Я. Коласа, 37).

Генеральный партнер турнира — Betera.

Фото: Павел Садовский / Office Life, Андрей Шмерко, CyberX

Партнерский материал